Бизнес-школы как предмет обсуждения на Гайдаровском форуме 2019

На открывшемся 15 января Х Гайдаровском форуме говорили о том, как ведущие школы бизнеса должны выстраивать свои стратегии в условиях нового цифрового мира, постоянных трансформаций во внешней среде и повышенной планки требований бизнес-сообщества к практической ориентации знаний.

В первый день Форума состоялась экспертная дискуссия, посвященная обсуждению возможности синергии на рынке образования между школами бизнеса, корпоративными университетами и тренинг-центрами для создания идеальной модели бизнес-школы в 20-летней перспективе. Ведущие специалисты образовательной сферы, представители отечественного социального предпринимательства и западного бизнеса также рассмотрели влияние на эту модель возрастающих темпов технологических инноваций.

Открыл обсуждение и выступил модератором дискуссии директор Института бизнеса и делового администрирования, проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов. Он отметил, что нынешнее поколение иначе видит процесс обучения, добавив, что Международный консультативный совет РАНХиГС уже начал разработку новой стратегии бизнес-обучения в связи с быстро меняющимися приоритетами и требованиями в данной области. «У меня чувство, что все меняется слишком быстро», – заметил при этом Мясоедов.

Пьер Тапи, учредитель PAXTER, обратил внимание присутствующих на несколько крупных разрывов, существующих в сфере бизнес-образования в разных регионах: демографический, цифровой и разрыв в области разнообразия. «Представление о системе ценностей, отношение ко времени, общественные потребности, национальные идентификации, а главное, ментальное представление обо всем этом очень сильно разнится в мире. Каждой бизнес-школе необходимо адаптировать программы к потребностям конкретной аудитории», – сказал Тапи. Учредитель PAXTER добавил, что зачастую развитие педагогических подходов отстает от потребностей студентов, так как в настоящий момент студентами бизнес-школ являются люди, рожденные уже в цифровую эпоху. Он также предсказал популярность восточноевропейских школ и хороший потенциал их развития.

Президент AACSB Томас Робинсон выделил несколько тенденций в обсуждаемой проблеме. Во многих странах, в том числе в России, повышается пенсионный возраст, люди работают дольше, чем раньше, поэтому непрерывное пожизненное обучение становится как никогда актуальным. Кроме того, теперь студенты хотят работать не просто в известных глобальных компаниях, а в тех из них, которые приносят заметную пользу обществу. Робинсон упомянул университет Джорджии, где был создан искусственный интеллект для взаимодействия со студентами, как успешный пример внедрения инновационных технологий в сферу образования. По мнению президента AACSB, бизнес-школы должны приспосабливаться к изменениям и не учить студентов несуществующим профессиям.

Социальный предприниматель Рубен Варданян говорил о специфике российского бизнес-образования. Он выделил несколько проблем: сильную поляризацию населения по доходу и ментальности, кризис среднего класса и появление новых бизнес-моделей в связи с изменениями в обществе. «Индустриальное общество было очень специализированным, теперь образование должно быть шире», – подчеркнул он. В качестве позитивной тенденции Варданян отметил, что теперь в бизнес идут более молодые люди, чем раньше.

После небольшого перерыва модератором дискуссии стала Даница Пург, президент CEEMAN. Спикер начала с обозначения характеристик аджайл-трансформации. Это быстрота, скорость, резкость и готовность. По ее мнению, современные образовательные учреждения не вполне им соответствуют. «Как декан бизнес-школы, могу сказать, что мы слишком медленно реагируем на потребности образования, пытаемся подражать старому опыту», — отметила президент CEEMAN.

Чарльз Якову, декан Школы бизнеса Университета Уэйк-Форест, рассказал, как повысить релевантность управленческого образования. По его мнению, существует пропасть между научным и промышленным миром, и эта пропасть растет. Компании меняются очень быстро, а бизнес-школы – медленно. «Мы готовим студентов к прошлому, а не к будущему, необходимо повышать гибкость и сместить акцент на то, что будет релевантно в будущем», — сказал Якову. «Лекции уже неэффективны, актуальным становится обучение на рабочем месте. Наша школа меняет компанию каждые несколько месяцев, реагируя на изменяющиеся потребности рынка», — добавил он.

Максим Кузнецов, генеральный директор Philips Россия, Беларусь, Закавказье и Центральная Азия, предложил свое определение аджайл-образования. По его мнению, аджайл – это способ постоянного совершенствования, понимания того, что нужно компании, клиентам и рынку. Основной же целью современного бизнес-образования Кузнецов считает возможность выпускника освоить навигацию в огромном современном информационном пространстве. Он заметил, что связующим звеном между традиционным и современным бизнес-образованием могут стать хорошо развитые soft skills студентов и способность бизнес-школ адаптироваться к текущей ситуации.

Президент Ассоциации выпускников Уортона в России Вячеслав Романов считает, что в 10–20-летней перспективе услуги будут предоставлять программы, а люди займутся лишь их разработкой. Поэтому современные бизнес-школы должны обучать студентов программированию и управлению базами данных.

Участники дискуссии пришли к выводу, что большинству мировых бизнес-школ необходимо оперативнее реагировать на быстро изменяющиеся внешние условия и демонстрировать большую гибкость по отношению к пожеланиям бизнеса.

Последние новости